ИЗ МИРА КИНО: САМЫЕ «ЦЕПЛЯЮЩИЕ» ФИЛЬМЫ ОМКФ-2017


25.07.2017

192

От созерцателя, не отличающего Бергмана от фон Триера, до прожженого киношника, для которого слова Cannes и Berlinale кое-что значат. За восемь лет Одесский международный кинофестиваль доказал, что у людей, создающих его, есть восхитительный киновкус и огромное желание делиться им с таким разным зрителем. В этом году к просмотру — более ста картин. Из них память хранит разножанровое кинотруа: комедию, трагифарс и эко-триллер с нотками сказки-утопии.

«Об улитках и людях» (Румыния, 2012, спецпоказ) —  маленький румынский город, лихой 1992 год. Государственный автомобильный завод «Ara» — банкрот. Через неделю его ждет приватизация и переоборудование в фабрику по производству улиточных консервов. Будущие владельцы, — французы, — планируют распродать все оборудование и уволить сотни рабочих. Казалось бы, — классика того времени. Но жанр трагифарса не так-то прост для восприятия и подводит к неожиданным поворотам сюжетной линии.

Лидер местного профсоюза, Георгий, находит выход: американская компания покупает сперму, и если каждый сотрудник завода сдаст ее, можно спасти родное предприятие. Команда отчаянных рабочих осуществляет сложную, алогичную операцию, воодушевляясь идеей и веря  в то, что спасает свой мир. Параллельно с бунтарствами, митингами, семейными скандалами, букетами чувств и переживаний, один из французских бизнесменов, Роберт, влюбляется в румынку Мануэлу, сотрудницу и главную красотку автомобильного предприятия. И это уже совсем другая линия, — волшебная и красивая. Пока рабочие разбивают стекла в репродуктивном центре Бухареста, отказывающемся принимать детородный материал в силу того, что нужна сперма не простых людей, а личностей с высоким IQ и желательно скандинавского происхождения, француз ухаживает за румынкой и параллельно с чужой трагедией рождается настоящая любовь. А где-то рядом ползет гордая улитка и смеется, смеется, смеется над всеми этими двусмысленными безумствами. Или — наоборот.

А еще эта удивительная история про то, как маленький человек не хочет верить страшному диагнозу, как последние деньги обнищавших людей, собранные в полиэтиленовый пакет, дарят счастье одному ребенку, как ложь иногда спасает от утраты, как в последнюю минуту перед взрывом кто-нибудь влюбится, и мир… мир будет спасен.

«Король бельгийцев» (Бельгия, Нидерланды, Болгария, 2016, международная конкурсная программа, гран-при кинофестиваля) — «Свобода или смерть»… идейный человек, вы не находите?, — поинтересовался король Бельгии у своей свиты, глядя на портрет беспощадного Ататюрка и надпись под ним. Находясь на международном саммите в Стамбуле, он одновременно узнает, что в его стране произошел раскол. Вместе со своей свитой король принимает решение срочно возвратиться в Бельгию. И тут великий Николас превращается в обычного человека, ищущего себя, правду, смысл жизни. Он скрывается от турецкой службы охраны, переодевшись в женский национальный костюм Болгарии, влюбляется в красоту и величие Балкан, «работает» журналистом на сельском конкурсе йогуртов, переплывает на прогнившей лодке море и в итоге попадает в албанскую тюрьму… Во время этого непростого приключения король бельгийцев верит, что объединит граждан своего государства. В этом ему помогают, как ни странно, люди чужой страны и культуры. И расширив границы сознания, увидев жизнь под другим углом, король обретает свободу, которая всегда помогает в решении жизненных трудностей. Даже в настоящем королевстве.

«След зверя» (Польша, 2017, спецпоказ)  — преподнесенный зрителю как эко-триллер, картина все же является сказкой-утопией. И вот почему. Главной героине, Янине Душейко, за пятьдесят. У нее — огромное сердце, больше всего места в котором предназначено для животных. Душейко живет в польской глубинке, где процветает браконьерство. Однажды исчезают две ее любимые собаки, и Янина решает провести расследование. Но полиция с юмором относится к такой затее, а местные охотники смеются над чудоковатой женщиной. Но у Душейко есть и другой мир: люди-ангелы, которые оберегают ее от зла и помогают в борьбе с браконьерами. На протяжении всей картины герои вызывают смешанные чувства: с одной стороны, мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше, с другой — мы не должны делать так, чтобы руки при этом были в крови. Ответы зритель всё же получает — символичные, многослойные, но честные. И неожиданная полигамия тут — символ. Двое мужчин одновременно влюблены в Душейко, но оба они являются метафорой ее внутреннего мира. Один любит людей, но травмирован ими. Другой поглощен миром насекомых, и это единственный мир для него. «След зверя» — картина, в которой режиссер Агнешка Холланд неоднозначно, красиво и одновременно карикатурно показывает двойственную природу человека. Да и что там, — противоречивую дуальность этого небезупречного мира, в котором мы сами выбираем светлый или темный путь.





Евгений Таран
Евгений Таран
etaran.od.ua

Моё имя Евгений Таран — большой фотограф с небольшой бородкой, журналист [да! — не пишу, и да — журналист, такое бывает, ибо — фотожурналист]. Но зато работаю с журнальными изданиями и онлайн-СМИ, а также являюсь бизнес-фотографом [?? — вернее фотографом для Вашего бизнеса, это и портреты, и реклама, и интерьер]. А еще люблю снимать концерты. А теперь сУрьёзно — будем знакомы. Всегда открыт для новых знакомств, сотрудничества и общения. Буду что-то тут иногда выкладывать, чаще всего фото, иногда писать. Также, буду рад Вашим отзывам)




Евгений Таран
Евгений Таран
Моё имя Евгений Таран — большой фотограф с небольшой бородкой, журналист [да! — не пишу, и да — журналист, такое бывает, ибо — фотожурналист]. Но зато работаю с журнальными изданиями и онлайн-СМИ, а также являюсь бизнес-фотографом [?? — вернее фотографом для Вашего бизнеса, это и портреты, и реклама, и интерьер]. А еще люблю снимать концерты. А теперь сУрьёзно — будем знакомы. Всегда открыт для новых знакомств, сотрудничества и общения. Буду что-то тут иногда выкладывать, чаще всего фото, иногда писать. Также, буду рад Вашим отзывам)